Особенности работы психолога в спорте

Деятельность психолога в спорте имеет ряд особенностей, которые принципиально отличают ее от деятельности психолога в учебном, лечебном или производственном учреждении:

  • в спорте целью работы является подготовка спортсмена к максимальному проявлению своих возможностей, что требует значительных волевых усилий, эмоционального напряжения и может быть связано с риском для здоровья (получение травмы, перетренированность и т.д.).
  • Высокая конкурентность соревновательной борьбы требует создания на тренировке экстремальных условий, в том числе и с проявлением социально негативных явлений (конфликтности, агрессивности, дезадаптации). Безусловно, психологическая подготовка должна предусматривать и профилактику переноса негативных ситуаций в повседневную жизнь.
  • Результат деятельности спортивного психолога ожидается в конкретный период соревнований, и получение эффекта психологической подготовки до или после запланированного момента рассматривается как неудача.
  • Роль психолога в комплексной системе подготовки спортсмена требует порой нарушения конфиденциальности результатов диагностики, например, когда психолог должен обосновать рекомендации тренеру при планировании нагрузок или отборе в сборную команду.

Игнорирование перечисленных особенностей приводит к неэффективности сотрудничества в триаде «тренер-спортсмен-психолог», уменьшении доверия к психологии и ее возможностям, а порой и к конфликтным ситуациям. И только комплексная системная работа по развитию психических качеств, освоению методов регуляции психического состояния, использования в подготовке индивидуальных особенностей может помочь максимально раскрыть весь потенциал спортсмена и сохранить его в течение всей спортивной карьеры.

Такой подход делает спортивного психолога фактически тренером психики и нервной системы. Это положение лежит в основе нашего представления о профессиональной деятельности психолога в спорте - психологическом сопровождении.

Написать письмо спортивным психологам